19.08.2023

На форуме «Армия-2023» обсудили возможности кино для повышения престижа нашего оружия и работы в ОПК

На форуме «Армия-2023» обсудили возможности кино для повышения престижа нашего оружия и работы в ОПК

Участники круглого стола «PR оборонно-промышленного комплекса: задачи, вызовы и возможности», который прошел в рамках деловой программы Международного военно-технического форума «Армия-2023», обсудили возможность привлечения предприятий ОПК к съемкам художественных фильмов для продвижения российского оружия на международном рынке и привлечения молодежи к работе в военно-промышленном комплексе России.

По словам генерального директора Фонда поддержки военно-патриотического кино Максима Ксензова, у российского кино начинается ренессанс, поскольку государство за последние два-три года достаточно сильно изменило подход к поддержке кино. «Были созданы несколько фондов, сформулированы задачи перед Институтом развития интернета, Фондом поддержки военно-патриотического кино, Фондом культурных инициатив. Кратно возросло финансирование проектов государством. И мы сейчас видим, что у подрастающего поколения появляется интерес к нашему кино, и целый ряд проектов этому доказательство», сказал генеральный директор Фонда поддержки военно-патриотического кино Максим Ксензов.

По его словам, Военкино ищет возможности, чтобы поддерживать и реализовывать те проекты, которые могут использоваться для продвижения положительного образа российской армии, силовых структур, оборонно-промышленного комплекса и российского оружия, а также стимулировать интерес к работе в военно-промышленном комплексе и в военной науке.

При этом он отметил недостаточную готовность киноотрасли к созданию таких проектов. Глава Военкино рассказал, что сейчас существует дефицит сценариев, связанных с российской наукой и производством. При этом он подчеркнул, что повышение привлекательности работы в оборонно-промышленном комплексе и научной сфере остается актуальным. «Мы знаем хорошие западные примеры таких проектов, мы помним советский хороший опыт, на данный момент этого не хватает. Наша задача — попытаться создать условия и подтолкнуть продюсеров и кинокомпании, чтобы такие фильмы появлялись. Мы заинтересованы в том, чтобы предприятия ОПК и формулировали свои задачи перед нами, и участвовали в создании кино», продолжил Максим Ксензов. Он заметил, что за рубежом активно используют всевозможные методы для продвижения научных разработок и своего оружия в мире, попутно пытаясь девальвировать российские достижения. «Мы также должны использовать разнообразные инструменты для продвижения своих интересов, в том числе на мировом рынке», — выразил мнение глава Военкино.

С ним согласился управляющий директор госкорпорации развития «ВЭБ.РФ» Александр Мачевский. Он напомнил, что множество фильмов были проспонсированы американскими ВВС и, начиная с фильма Top Gun и далее, например, Pearl Harbor. Десятилетия зрители смотрели кино про храбрых американских военных летчиков. «В конечном счете военно-морской флот США «обиделся», вложился по-крупному и начал выпускать фильмы типа «Морской бой», популяризируя военно-морскую службу в Америке. Такой опыт надо перенимать, и брать лучшие практики», — резюмировал АлександрМачевский.

Более широко раскрыл тему влияния Пентагона на американский кинематограф директор по развитию СМИ2 Юрий Синодов.

По его словам, «основная модель PR-продвижения Пентагона в том, что они сильно перевирают реальное положение дел». Юрий Синодов рассказал, что специалисты американского военного ведомства перерабатывают голливудские сценарии в том случае, если продюсеры хотят получить поддержку армии военную технику, вооружение и консультантов или допуск на военные объекты.

«Специалисты Минобороны США оценивают сценарий и исключают все лишнее, например, суицидальные мысли героев или сцены с неуставными отношениями, упоминания высокого уровня потерь и ошибки командования. И ты, конечно, можешь все это снять, но у тебя очень сильно изменится экономика, если ты должен будешь брать самолеты или суда за свои деньги, строить декорации военных баз. Поэтому Голливуд практически всегда меняет сценарии, как им сказали», рассказал Юрий Синодов. По его словам, на этом же этапе в сценарий добавляется то, в чем заинтересован Пентагон.

Генеральный продюсер кинокомпании «Квадратный телевизор», генеральный продюсер программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда» Оксана Матвеева отметила повышенный интерес к российскому оружию за рубежом. «На сегодняшний день нашу программу смотрят 17 стран мира. И если в арабских странах интерес понятен, то почему нас так полюбили зрители Великобритании и Японии – для нас загадка. А в Китае сделали даже китайскую копию, и достаточно удачную», рассказала Матвеева. «Мы всегда учитываем интересы не только российского зрителя, но и наших потенциальных иностранных партнеров. Например, рассказываем не только об оружии, но и о сервисных центрах, которые могут быть созданы за рубежом», пояснила продюсер.

Говоря о возможности продвижения продукции оборонно-промышленного комплекса через кино, она отметила разницу подходов создателей документальных и игровых фильмов. «Одни приезжают с идеей на объекты, которых они до этого в глаза не видели. Документалисты, напротив, точно знают объекты, людей, атмосферу, точно знают, как бывает в реальности, а как не бывает», отметила она. «Синергия этих двух подходов позволит улучшить художественное кино», выразила мнение Оксана Матвеева, отметив, что первый такой проект уже находится в разработке.

В свою очередь, директор по развитию кинокомпании «Триикс Медиа» Анастасия Миронова привела данные исследования центра социального проектирования «Платформа» и «Национальной Медиа Группы». Согласно им, 60% россиян считают, что кино должно воспитывать и влиять на ценности человека, а 82% российскихзрителей позитивно оценивают качество производимого в стране контента.

«Участники опроса также выбрали несколько тематик, которые они бы хотели видеть в кино, в частности 33% хотели бы смотреть фильмы про историю страны и патриотизм, 22% о военных конфликтах и их последствиях», перечислила Анастасия Миронова. По ее словам, у молодежи сейчас вырос запрос на осмысление конфликтов в противовес развлекательному контенту. «Сейчас хотят больше вникать и анализировать информацию», сказала директор по развитию.

Она сообщила, что проведенное в этом году исследование ресурсом по поиску работы hh.ru совместно с телеканалом Cinema показало, что впечатления от фильмов повлияли на выбор будущей профессии почти у трети граждан России. По ее мнению, при съемках фильма кинокомпаниям надо плотнее взаимодействовать и с Вооруженными силами РФ и предприятиями ОПК, потому что даже на этапе создании сценария необходимо знать специфику процессов.

Об опыте повышения престижа работы в ОПК рассказала руководитель направления по работе с федеральными органами исполнительной власти АНО «Диалог» Анна Брычева. «Мы поняли, что эффективней будет продвигать не продукцию, а тезис о том, что промышленность – это, прежде всего, люди. Именно история, которая показывает работу ВПК через человеческую призму, воспринимается аудиторией крайне позитивно. HR-бренд также чрезвычайно важно продвигать», отметила Брычева. Она сообщила, что АНО «Диалог» в сотрудничестве с Минтрудом, Минпромторгом и другими партнерами выпускает короткие ролики, героями которых становятся люди разных профессий ОПК, и эти истории, опубликованные в интернете, воспринимаются пользователями сети положительно. «У нас уже есть ряд запросов от предприятий, которые, увидев этот проект, сами приходят и просят снять про их сотрудников», добавила она.

Круглый стол прошел в рамках деловой программы Международного военно-технического форума «Армия-2023». Организаторами выступили ПАО «Медиацентр» (ИА Росинформбюро и СМИ2) и Фонд поддержки военно-патриотического кино при поддержке Академии ПСБ.

Министерство обороны Российской Федерации ПромСвязьБанк Медиагруппа Звезда